Бенедикт XVI: Евангелия — это история ("Corriere Della Sera", Италия)

Опубликовано в Новости - Зарубежные новости

Девственность Марии не является мифом

Вола и осла не было, но правильно, что они присутствуют в воспроизведении сцен Рождества Христова

«Откуда ты?» В претории Иерусалима правитель Понтий Пилат, «римский судья-рационалист, выразивший свой скептицизм („Что есть правда?“), задает обвиняемому основной вопрос. Бенедикт XVI начинает рассказывать о детстве Иисуса с этого момента, делая Пилата почти иконой современного неверия. Йозеф Ратцингер начал в 2003 году своего „Иисуса из Назарета“, что стало итогом „длительного внутреннего осмысления“. „К написанию этого труда меня подтолкнула чрезвычайная ситуация в вопросах веры“, так заявил он после выхода первой книги в 2007 году. Фигура Христа, нарисованная в результате критико-исторических исследований, которые нужны сами по себе, становилась „все более расплывчатой“. В 2011 году во второй книге автор счел необходимым отделить „исторического Христа“ от „Христа веры“. Теперь эта работа завершена, книга, которую ждут с нетерпением, выходит сегодня. Это результат девятилетнего труда и смысл всей его жизни. (Псалом 27: „Я к лику Твоему стремлюсь. Ты от меня не скрой лицо Свое“). Третья часть содержит рассказы о детстве Иисуса, пишет InoСМИ.ru.

Но то, что должно было стать по замыслу автора небольшим введением к двум предшествующим томам, стало чем-то гораздо более значительным. Поиск „реального Иисуса“ приводит к рассказу о наиболее таинственном периоде жизни Христа, о котором говорится только в четырех главах и в 180 строфах Евангелий от Матфея и Луки. В анализе этих текстов Бенедикт XVI видит смысл своего труда, потому что рассказы о детстве не являются „созданными впоследствии мифами и кроткими легендами“, нельзя их отнести и к древней еврейской литературе типа „Мидраш агада“. Папа пишет: „Здесь излагается история, объясняющая Писание, которое становится понятным только сейчас через призму современных событий“.

„Я верю Евангелиям“, писал Папа в первом томе. Сегодня он аргументирует: „Каковы источники?“ Ответ на первый взгляд удивителен. Основным источником сведений является сама Мария, так как Лука не раз намекает, что мать Иисуса рассказывала ему о событиях. В частности, в Евангелии говорится, что „сама мать хранила все это в сердце своем“. Бенедикт XVI пишет: „Только она могла рассказать о Благовещении, потому что никто из людей не присутствовал при этом событии“. Конечно, современные исследователи могут счесть „наивной“ такую аргументацию, но Ратцингер возражает: „Почему не могла существовать традиция передачи этой истории в наиболее тесном кругу?… С какой стати Луке понадобилось ее выдумывать?“ Такая традиция сопровождала Марию вплоть до ее смерти. Матфей тоже „рассказывает нам истинную историю“, которая была „осмыслена и интерпретирована теологически“. Рассказы связаны „с семейной традицией“. Папа говорит богослову Клаусу Бергеру, что „вплоть до появления доказательств противоположного нужно считать, что в намерения евангелистов не входил обман читателей, они свидетельствовали о реальных исторических фактах“. Он заявляет: „Оспаривание историчности этого рассказа из чистой подозрительности выходит за рамки компетенции историков“. Эти рассуждения повторяются в книге. В факте избиения младенцев „нет ничего невозможного“. Сказано, что Иисус родился в Назарете, а Вифлеем город Давида был местом теологов, но я не понимаю, в чем здесь противоречие. То же самое касается и рождения в пещере и „местных традиций („в этих местах всегда использовали пещеры под хлевы“). Слово „перворожденный», относящееся к Христу, имеет „теологический смысл" и не намекает на существование других детей. Что касается вола и осла, то в Евангелии „животные не упоминаются", но размышления, вдохновленные верой", связали Рождество с пророчеством Исайи, и «при воспроизведении сцены Рождества Христова нельзя отказаться от помещения фигур вола и осла в вертепе».

Более деликатным является вопрос о девственном рождении. «Это реальное историческое событие или легенда? Правда ли то, что мы заявляем в Символе Веры?» Ответ безапелляционный: «Да». В беседе с протестантским теологом Карлом Бартом Папа говорит: «Дважды Бог вмешивается в материальный мир: при рождении младенца у Богородицы и при воскресении из могилы». Это скандализирует современный дух. Бог должен действовать в духовной сфере, но не в материальной, где ему не место". Но это краеугольный камень веры: «Если Бог не всесилен в материальном мире, то это не Бог».

В конце концов, Иисус не мифический персонаж. «Известна дата его рождения и географическое место его появления на свет. Универсальное смыкается с конкретным». Текст сегодня надо читать в таком ключе: «Это меня касается?» Он касается крика матерей, потерявших детей и взывающих к Богу. Он касается политики. «Царство Мое не от мира сего», говорит Христос. Ратцингер размышляет: «Иногда в ходе истории власть имущие в этом мире ссылаются на Христа, что очень опасно. Они хотят связать свою власть с властью Христа, тем самым искажая его царство и угрожая ему». Он касается отношений с наукой на страницах, посвященных приходу волхвов. Папа рассуждает о «конце астрологии» и о проникновении разума во все сферы. Папа не уклоняется от обсуждения того, действительно ли существовала звезда Рождества. Он говорит о положении на небесной сфере Юпитера, Сатурна и Марса на рубеже 6 и 7 годов до н. э., «правдоподобной» дате рождения Христа. Как известно, при расчете момента наступления христианской эры была допущена ошибка. Китайские таблицы упоминают о "яркой звезде в 4 году до н. э.

Эта книга написана просто, это торжество духа и «две книги в одной», как сказал вчера президент Международной издательской группы Rcs Libri Паоло Мьели. Эта книга обращена ко всем и касается всех. Кардинал Джанфранко Равази процитировал слова Марии из одной театральной пьесы: «Этот Бог мой сын. Эта божественная плоть моя плоть. Он рожден мною, у него мои глаза и рот. Он похож на меня». Потом он улыбнулся и сказал: «Автор атеист Жан-Поль Сартр».

Источник: Агро Перспектива



Еще новости из-за рубежа