Экоеда сегодня сильно кусается. Поможет ли новое законодательство? "Крестьянские ведомости". 5 сентября 2012

Опубликовано в Новости - Рынок мороженого. Новости отрасли

Интернет полон предложениям по продаже "экологически чистых", "органических", "фермерских", "натуральных" продуктов. Эпитетам, прославляющим преимущества деликатесов, способен позавидовать любой рекламщик. Можно подумать, что на этом участке продовольственного дела сплошное изобилие и забота о потребителе.
Реальная ситуации далека от этого идеала.
Лишнее свидетельство тому – опубликованное на нашем сайте в первый день осени открытое письмо главе Минсельхоза Николаю Федорову от группы партнеров объединения "Экокластер". В нем выражается справедливая обеспокоенность тем фактом, что затянулась работа над законодательством, регулирующим производство так называемой экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
На практике, на выставленных на прилавках этикетках такую еду называют и по-другому – органической, натуральной, фермерской. В былые годы за подобными продуктами люди шли на сельские базары и рынки, ожидали их от своих деревенских родственников и знакомых. И посылали на лето детей и сами выезжали за город, дабы с помощью таких продуктов вкупе со свежим воздухом набраться здоровья, избавиться от хворей.
И ведь набирались, избавлялись!
В наше время это верное представление о животворной силе вкусной и здоровой еды переносится на экопродукцию. В принципе предполагается, что это продукты, которые выращены на специально очищенной земле, без применения химических препаратов, с использованием лишь естественных удобрений, таких как навоз, компост. Никаких минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков и генных модификаций. С вредителями борются исключительно при помощи птиц, насекомых и ловушек. И, естественно, двух собственных рук, лучше индеек очищающих тот же картофель от колорадского жука. Против сорняков – тяпка. При переработке - натуральные наполнители, красители, ароматизаторы (соки ягод, фруктов и плодов), никаких консервантов, стабилизаторов и улучшителей вкуса.
На первый взгляд, в России предпосылок для всего этого в избытке. Особенно земли, десятки миллионов га которой десятилетиями не видели не только минеральных удобрений и плуга, но даже косилки. И огромное число сельских хозяев, за бесценок реализующих плоды своего труда, и сельских безработных, в лучшем случае прозябающих на мизерные пособия.
Увы, полки магазинов, прежде всего сетевых, пестрят зарубежными этикетками. Многие иностранные предприниматели не прочь расширить еще один сектор мирового рынка экопродуктов, объем которого уже в начале 21 века исчислялся 25 млрд долларов США, а по прогнозам, к 2020 году достигнет 250 млрд.
Между тем, предлагаемые покупателям отечественные продовольственные товары очень часто не имеют право на помещенные на упаковку буквы "био", "эко". Они просто не прошли положенную для этого сертификацию. Нет такой системы в нашей стране. И что там за целлофаном упаковки – неизвестно. Так что абсолютно правы добросовестные производители, требующие установить четкую схему контроля за производителями продуктов питания в области экологичности, включая сертификацию продукции, аккредитацию специальных лабораторий. Мировой опыт в этом плане накоплен огромный. Воспользоваться, которым, с учетом российской специфики, просто необходимо. Тем более в свзи со вступлением в ВТО.
И, разумеется, нужна государственная поддержка производителей экопродуктов, льготы на страхование и кредитование. Пока цены на такие товары, мягко говоря, "кусаются". Возьмем. прайс-лист того же "Экокластера". Капусту, кабачки, тыкву, лук репчатый здесь предлагают по 80 руб. за кг, молоко жирностью 3,2% - 140 руб. литр, творог – по 380 руб. Буханка хлеба пшеничного оценена в 180 руб., ржаного – 100 руб., фарш свиной – 850, телячий – 900 руб., бараний – 1000 руб. По сравнению с зарубежными "аналогами" это дешевле. Но сравните с тем, во что обходится покупателю еда в обычном магазине.
Продавцы сегодняшних экотоваров, безусловно, ориентированы на очень состоятельных покупателей. Для рядового потребителя такие продукты – экзотика. Так что прохладное отношение российской власти к соответствующему законодательству можно понять. Ведь кое-где и за рубежом правительства не хотят признавать полезности органических продуктов, опасаясь, как бы люди не потребовали сделать эти продукты общедоступными по цене.
Понятно, что уравнять цены на обычные и экопродукты не позволяют различия в технологии их производства. Но сделать разрыв менее разительным эксперты считают возможным. Организатор "Экокластера" Александр Коновалов признает, что если органический продукт будет дороже обычного не на 70%, как сейчас, а лишь на 30%, больше людей смогут его купить. Нужна поддержка государства экофермерам. И, думается, не только в виде финансовых льгот и субсидий, но организационного характера.
Пример такого профессионального объединения производителей и поставщиков экопродуктов как "Экокластер" это подтверждает. Начинал сам А. Коновалов с создания в Подмосковье на 4 га небольшой экофермы. Здесь на экологических принципах в скромных, естественно, масштабах ведется несколько аграрных "…водств". Одновременно он занялся и экотуризмом, завоевывал рынок состоятельных покупателей. Получилось…
Когда же заказы на продукцию превысили возможности своей фермы, А. Коновалов не пошел на ее расширение. Выход был найден в объединении под одной торговой маркой партнеров, готовых производить продукт высокого уровня экологической безопасности. Проект стартовал назад и сейчас у "Экокластера" более полусотни партнеров из 14 стран. В основном, это такие же небольшие хозяйства, которые теперь получили возможность выхода на выгодные рынки. Что для большинства фермеров пока остается лишь мечтой.
Опыт внесения организационного, пока преимущественно коммерческого начала в работу пока еще малочисленных экофермеров, есть и в столичном, и в других регионах страны. И хотелось бы, чтобы в новом законодательстве это учитывалось. Тогда добросовестная конкуренция на этом рынке усилится и продукция станет более доступной для массового потребителя. К тому же, многие эксперты признают, что производство экопродукции лежит в русле эффективного использования земли, развития сельских территорий, повышения занятости сельского населения.

Источник: advis.ru


Еще про мороженое