Водка резко подорожает с Нового года

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Многодневный новогодний запой, ставший традиционным с появлением продолжительных новогодних каникул, на этот раз может быть затруднен из-за очередных нововведений властей. Любителей «с толком» провести новогодние праздники уже 1 января ждет серьезное разочарование - стоимость бутылки водки наиболее доступного, а также средних «классов» вырастет примерно на 100 рублей. Это означает, что с нового года купить водку, пригодную к употреблению без особого вреда для здоровья, можно будет за сумму, заметно превышающую 200 рублей. Любителей более благородных напитков также не ждет ничего хорошего. Цены того, что сегодня преподносится производителями как коньяк, будут начинаться с 300 рублей.

Как сообщает «Коммерсант Деньги», причиной столь неприятного сердцу (чего не скажешь о печени) многих россиян «новогоднего подарка» является решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о введении новых минимальных цен на алкогольную продукцию. В ближайшее время Минюст должен формально одобрить его приказом.

Система минимальных цен действует уже два года, замечают авторы публикации, однако такого мощного удара по карману потребителя еще не было. До 190 рублей с января должна подняться минимальная розничная цена на «Гжелку». Впрочем, то, что она будет продаваться по минимальной цене, никто не гарантирует. Для таких общефедеральных брендов, как «Зеленая марка», «Беленькая», «5 озер» и др, минимальная цена автоматически передвинется за отметку 200 рублей.

По официальной версии основной целью данного решения является пополнение бюджета и главное - желание отучить граждан от регулярного потребления алкоголя. В последнем, кстати, эксперты сомневаются более всего.

Несмотря на подтвержденный исторический факт, свидетельствующий о том, что «горбачевская» антиалкогольная кампания привела к снижению потребления алкоголя в стране, практика показывает несколько иную картину. Запретительные меры (особенно через повышение цен) приводят к сокращению потребления, прежде всего, официально произведенного алкоголя, что, безусловно, фиксируется статистикой. При этом неизбежно расцветает рынок нелегальной алкогольной продукции.

Не секрет, что в стране существует значительная группа населения, которая будет потреблять алкоголь при любых условиях, а также группа риска (включая молодежь), представители которой регулярно и неизбежно перетекают в эту первую группу. Наличие «официального» недорогого алкоголя позволяет (через его сбыт) отслеживать динамику изменения численности этой группы и уровень потребления ею алкогольных напитков. Повышение официальной планки неизбежно переводит ее в теневой сектор, контролировать который практически невозможно.

Эксперты уже ожидают новой волны роста производства «левой» водки и прочих суррогатов. Официальных производителей недорогого алкоголя, напротив, ждут тяжелые времена. Конкурировать с теневиками, не платящими налогов и акцизов, у них не будет никакой возможности. Это означает, что уже в самом скором времени с рынка могут уйти несколько десятков производителей недорогих алкогольных напитков.

Между тем введение высоких цен на алкогольные напитки может являться действенным методом борьбы с пьянством, что подтверждает опыт некоторых скандинавских стран. Однако для успеха этой борьбы она не должна ограничиваться одним только повышением цен на алкоголь. Эффективность меры подкрепляется политической волей государства, способного подавлять любые возможности появления черного рынка. В условиях повальной российской коррупции и неэффективности правоохранительной системы такое вряд ли возможно.

Источник: Агро Перспектива


Еще про потребительский рынок