Вино в депрессии

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Рынок вина переживает стремительное падение производства. AZ анализирует причины этого «крутого пике».

Виноделие Украины в глубокой депрессии. По данным Укрстата, в 2012 году производители изготовили только 73,4% объема винодельческой продукции 2011 года. В целом за этот период украинские виноделы произвели 12 509,6 тыс. дал вина, тогда как в 2011 году эта цифра составляла 17 043 тыс. дал. Рынок «просел» на 26,6%. По объему производства среди винодельческих регионов Украины продолжает лидировать АР Крым. За 2012 год здесь было произведено 4 197,3 тыс. дал вина. Но по сравнению с соответствующим периодом прошлого года видно сокращение производства на 847,9 тыс дал или на 17%.

Причины

На первый взгляд падение производства вина в Украине может показаться частью общемировой тенденции. По данным OVI, в 2012 году мировой рынок вина переживал падение производства на 6%. В отдельных странах, виноделие достигло исторического минимума 1970-х (например, Франция). Но участники рынка говорят, что в корне падения производства вина в Украине лежит ряд своих специфических причин.

Тощие кошельки потребителя

Покупательская способность украинских потребителей все так же остается низкой. Генеральный директор ЗАО «Алеф-Виналь» Феликс Черток говорит, что особенно это чувствуется в бюджетных сегментах.

«Одна из причин падения продаж, а вместе с ним и падения производства — снижение покупательской способности населения в среднем и нижнем ценовом сегменте. Речь идет о сегменте рынка вин стоимостью около 30 грн. Покупатель, который приобретал вино три раза в месяц, теперь делает это один раз в 30 дней, поскольку не может себе позволить делать это чаще по материальным причинам» — поясняет Феликс Черток.

В данном случае вино выступает индикатором общественного благополучия и реагирует на усугубление экономического положения в стране. Председатель правления ПАО «Коблево» Вера Козливская соглашается: многое сейчас зависит от материального благосостояния граждан. Если платежеспосбность населения вырастет, продажи и производство вина пойдет вверх. Если останется прежним — придется уповать на другие меры спасения отрасли.

Разгул импорта

В прошлом году многие торговые сети в Украине вовсю бросились экспериментировать с собственным импортом — например, такие вина появились в магазинах холдинга «Фудмаркет»/"Ритейл Груп" («Велика кишеня», «Експрес», гипермаркеты «Велмарт» и др.), о развитии собственного импорта заговорили в ООО «Эко» (супермаркеты «Эко-маркет), торговой сети SPAR. Часто на организацию прямого импорта у торговых сетей не хватает собственных ресурсов. Тогда к этому процессу подключаются импортеры и организовывают для заказчика т. н. „технический импорт“, в котором торговые сети заказчики, а импортеры — посредники. В результате прямого импорта ритейла потребителю стал доступен огромный ассортимент импортных вин по вполне доступным ценам. Испанские вина по 2–4 евро на полке магазина в Украине уже мало кого удивляют. Украинские виноделы пожимают плечами и указывают на низкое качество такой продукции, и видят в засилье импорта вторую причину падения внутреннего производства.

»Рост импорта вина — основной фактор падения продаж и снижения производства, — говорит Феликс Черток. — Крупные сети наращивают ввоз импорта напрямую по низким ценам и вытесняют отечественную продукцию. Привозят дешевые испанские или итальянские вина, которые не блещут качеством, но достаточно дешевы. Однако на бутылках написаны иностранные слова и покупатель на это «клюет».

Специалист считает, что если государство сегодня не примет никаких серьезных и срочных мер в отношении массового импорта, то тенденция падения будет только усугубляться. «В первую очередь речь идет об ограничении импорта дешевого продукта. Я не говорю о винах стоимостью от 100 грн, в этом сегменте мы не можем конкурировать с иностранными образцами. А то „пойло“, которое продается за 70–80 евроцентов, необходимо ограничивать в вопросе импорта в Украину», — считает Феликс Черток.

По его мнению, методов для ограничений государство имеет достаточно, и применив их, оно защитит отечественного производителя. Впрочем, есть и другое мнение. Директор по развитию аудиторской компании Kreston GCG Андрей Попов считает, что у потребителя уже есть определенные навыки в покупке импортного алкоголя: «Сильная конкуренция со стороны иностранных производителей не исчезла, однако эффект слепого доверия ко всему заграничному у украинского потребителя постепенно проходит. Ведь и среди иностранных вин среднего и экономсегмента, продаваемых в Украине, далеко не все марки отличаются высокими потребительскими характеристиками, особенно в соотношении ″цена-качество″».

Источник: Агро Перспектива



Еще про потребительский рынок