Вино отрезвит ценами

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Мировой рынок вина подсчитывает убытки. В этом году его производство упадет и откатится к показателям 37-летней давности. Виной всему - отвратительные для выращивания винограда погодные условия, которые сложились не только во Франции, но и в Италии. О чем и сообщила на этой неделе британская газета Telegraph.

Насколько ситуация действительно критична и как она скажется на России? По каким ценам будем покупать шампанское к Новому году и вина весной? Не нарушит ли вино баланс наших домашних бюджетов? Об этом мы узнали у президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, представителя алкогольного рынка Дарьи Пичугиной и аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина.

Как будут вести себя цены на вино в конце года и до весны следующего?

Пичугина: Скорее всего, мы увидим ощутимый рост цен под конец года, как в связи с сокращением поставок, так и с повышением спроса перед новогодними праздниками, пишет РГ. Далее, по моему мнению, цены стабилизируются на занятом уровне и останутся там до тех пор, пока не будет определенности по поводу следующего урожая.

Попович: Я не исключаю повышения цен на импортное вино со следующего года, но оно будут небольшим - на 15–20 процентов.

Ну, это от какого кошелька считать. Если сегодня бутылка более-менее приличного вина стоит 600 рублей, то 20 процентов это уже 120 рублей. А как будет складываться ситуация на рынке? Стоит ли ждать банкротства компаний? А следом нового скачка цен на вино?

Пичугина: В Европе рост цен составил за прошедший месяц 8,3 процента, что достаточно много, особенно если сравнивать с инфляцией в Еврозоне. Скорее всего, до сбора следующего урожая мы действительно увидим подорожание иностранного вина, особенно в преддверии праздников, когда спрос традиционно растет. Однако массового банкротства производителей в Европе можно ожидать только в том случае, если неурожайным окажется еще и следующий год. Не будем забывать, что в Европе очень сильна поддержка местного сельского хозяйства и производителя в целом, это также поможет компаниям пережить трудные времена.

Клягин: Падение производства на несколько процентов, конечно, не приведет к коллапсу. Хотя определенное давление на цены в среднесрочном периоде, когда продукция этого сезона будет поступать на рынок (в том числе, на российский), вполне возможно. Однако, динамика стоимости, скорее всего, будет умеренной.

На мой взгляд, дефицит предложения производителей западноевропейских стран, где наблюдается наиболее значительное снижение производства, будет компенсирован за счет распродажи стоков, а также за счет увеличения поставок из стран Средиземноморья (в Греции и Португалии, ситуация с производством стабильна), стран Нового Света и, возможно, Африки и Австралии.

Пичугина: Да, к сожалению, погодные условия и связанный с этим неурожай уже не изменить, скорее всего, крупные покупатели будут искать дополнительное вино на менее развитых и известных рынках, что скажется на качестве продукции.

И как все это отразится на российском рынке?

Пичугина: В России неурожай винограда гораздо серьезнее, чем, например, во Франции: 30–40 процентов падения по сравнению с прошлым годом. Но цены на российское вино могут вырасти примерно тоже на 15–20 процентов. Тем самым, на полках магазинов все вино подорожает примерно одинаково.

Попович: В прошлом году у нас он был рекордный - 412 тысяч тонн. В этом году мы получили порядка 240 тысяч тонн. Сейчас примерно на 40 процентов уровень ниже. Это потеря конечно, но она не столь критична. Есть возможность привести вино из других стран или тот же виноматериал.

Что может помешать активно развиваться рынку в России?

Пичугина: Неурожай этого года, безусловно, нанесет удар по российским производителям, причем гораздо больший, чем по их коллегам на Западе. У нас и потери больше, и не так развита поддержка со стороны государства, а также сами по себе производители более слабые финансово. Тем не менее, если следующий год в России будет урожайным, а в Европе - нет, то у российских производителей будет хороший шанс увеличить свою долю на рынке.

Попович: Развитию вина, прежде всего, мешает то, что оно регулируется законом, написанным для регулирования спирта и водки. Таким образом, это законодательство не дает свободно дышать бизнесу, который мог бы развивать виноделие в России. В связи с этим нужно вносить корректировки в закон. Возьмем, например, пиво. Производство его не регулировалось законом, и за 10 лет отрасль в стране прекрасно расцвела.

Клягин: Негативными факторами, неблагоприятно отражающимися на динамике развития отрасли, выступают, прежде всего, сравнительно невысокий уровень платежеспособного спроса, высокие инвестиционные барьеры развития промышленного виноградарства, зависимость рынка от поступлений по импорту - предложение внешних рынков остается пока заметно более конкурентоспособным, также проблемным моментом остается высокая доля контрафактной продукции в низком ценовом сегменте.

Дефицит средств на развитие, в том числе, низкая доступность заемного капитала, а также длительные сроки возврата инвестиций, связанные с особенностями производственного цикла, оказывают заметное давление на деятельность профильных операторов и снижают инвестиционную привлекательность индустрии. Тем не менее, мы ожидаем, что в перспективе реформа рынка крепкого алкоголя, ряд планирующихся мер по поддержке винодельческой индустрии (в частности возможное расширение государственного субсидирования виноградарства) в совокупности с ростом доходов населения и постепенным изменением потребительских предпочтений приведет к росту потребления вин.

И когда мы сможем оставить конкуренцию Западу?

Пичугина: Лидерами по производству вина выступают Франция, Италия и Испания, также в число крупных игроков входят Аргентина, Чили и Новая Зеландия. По моему мнению, в России производство вина достаточно ограничено из-за погодных условий, поэтому выйти на международные рынки с конкурентоспособными предложениями мы вряд ли сможем. Причиной тому и качество, и стоимость вина. Но ничто не мешает российским производителям развиваться и быть востребованными на внутреннем рынке.

Попович: Здоровую конкуренцию мы уже пытаемся создавать. Мы уже входим с нашими винами в Европу. Я знаю две компании, которые уже занимаются активным экспортом своей продукции. Но главная задача у России на среднесрочную перспективу - это удовлетворить внутренний спрос.

Клягин: Потенциал развития отечественной винной индустрии, на наш взгляд, несомненно остается весьма существенным. В том числе за счет возможностей частичного импортозамещения, а также изменения структуры потребления алкогольных напитков.

На сегодняшний день, согласно различным экспертным оценкам, в денежном выражении объем российского рынка вина составляет около 7–8 миллиардов долларов. Среднедушевое потребление вина в России формируется на невысоких уровнях - около 7 литров в год для плодовых и виноградных вин и менее 2 литров для игристых и шампанских вин, что в среднем в 3,5–5 раза ниже показателей характерных для европейских стран.

Судя по вашим ответам, ситуация на рынке вина не такая уж и критическая.

Пичугина: Плохая погода действительно может значительно повлиять на производство вина, так как виноград - культура достаточно капризная. Однако, по моему мнению, ситуация, на самом деле, не критичная.

По тем же прогнозам, при падении производства до 248,2 миллионов геколитров спрос составит от 235,7 до 249,4 миллионов, то есть, скорее всего, он будет удовлетворен почти в полном объеме. Но я говорю только о вине, не учитывая необходимость винограда для производства уксуса и других спиртных напитков.

Попович: Кризис - это очень громкое слово для данной ситуации. Конечно, из-за погоды урожай уменьшился. Но виноделы, как правило, готовы к таким последствиям и используют запасы прошлых лет.

Так что производство элитных вин меньше не станет, и покупатель их сможет приобрести, правда, как я уже говорил, они станут дороже. Если говорить о рядовом вине, то тут тоже вырастит цена, примерно, на пять процентов до конца года. На самом деле, основная масса покупателей этого даже не заметит, если это не станет ежегодной историей. Так как два года подряд виноделы не смогут пользоваться запасами. И тогда уже стоит говорить о кризисе на рынке вина.

Клягин: Неблагоприятные погодно-климатические условия в крупнейших европейских странах-производителях вина, несомненно, будут оказывать негативное влияние на объемы предложения продукции на рынке. Вместе с тем, стоит учитывать, что на данном этапе речь идет все-таки о сравнительно небольшом снижении производства год к году - по прогнозам, падение составит только около 6 процентов.

Источник: Агро Перспектива


Еще про потребительский рынок