Рынок органических продуктов Украины резко пошел в рост

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Украинский рынок органических продуктов резко пошел в рост благодаря стремлению покупателей к здоровому рациону и засилью современных технологий в массовых продуктах питания. Кроме того, по мнению аналитиков рынка, росту тренда способствует также ухудшение качества и вкуса товаров, представленных в рознице, в производстве которых используются синтетические ингредиенты.

Как пишет издание «Корреспондент», на отечественном рынке дня свыше 140 фермерских хозяйств специализируются на органической продукции. 80% производителей специализируется на зерновых, бобовых и масличных культурах, которые в основном экспортируются в Европу, где экопитание гораздо более популярно. Впрочем, овощи, фрукты и мясо-молочная продукция продаются в основном на внутреннем рынке страны.

Число магазинов, торгующих исключительно натуральными овощами, фруктами, молоком, мясом и хлебом, только в столице перевалило за сотню, а во многих супермаркетах появились отдельные полки с ними. По оценке Евгения МИЛОВАНОВА, главы Федерации органического движения в Украине, если в 2008 году жители страны купили в магазинах органики на 600 тыс. евро, то в 2009-м — на 1,2 млн., в 2010-м — на 2,4 млн., а в 2011 году — уже на 5,1 млн. евро. Правда, пока чистая еда в общем объеме приобретенных украинцами продуктов составляет всего 1–2%. Для сравнения: в Западной Европе — до 10%. Фермы «Байрон Агро» в селе Стовпяги в 85 км от Киева как будто не коснулась цивилизация. 140 коров, 27 коз и несколько десятков перепелов здесь кормят, как в XIX веке. Отсюда продукты отправятся в супермаркеты «Сільпо» и «Велика кишеня».

На прилавках они отличаются от обычных аналогов не только более простой и экологичной упаковкой, но и ценой — в среднем она выше в два с половиной раза. 1 л обезжиренного молока стоит 18 грн., 1 л жирного — 25 грн., 200 г сливочного масла — 60 грн., 500 г творога — от 22 грн. «У нас маленькие объемы и высокая себестоимость», — лаконично объясняет разницу хозяин фермы «Байрон Агро» Юрий СЕРГЕЕВ. Еще один ценообразующий фактор — специальная упаковка для органики. В Украине ее производство не развито, и под молоко закупаются польские стеклянные банки объемом 0,33 л. Кроме того, производителю экопродуктов, в отличие от обычного фермера, необходимо собрать гораздо большее количество разрешительных документов и больше потратиться на них, а кроме того, на штрафы проверяющих органов. По словам г-на Сергеева, эти расходы он тоже закладывает в цену своего товара.

В Западной Европе органическая пища давно не считается редкостью. Продукты, согласно международным правилам отмеченные зеленым листиком на упаковке, вполне доступны — они дороже обычных лишь на 10–15 %, что вдвое, а то и вчетверо ниже разницы в Украине. А объем рынка натуральной еды в Германии в сотню раз превышает отечественный, достигая 6 млрд. евро, хотя население этой страны только вдвое больше украинского. Другая причина слабого развития отрасли — отсутствие четких правил игры. Если в Евросоюзе стандарты производства органики изложены на десятках страниц и контролируются сотнями сертификационных компаний, то в Украине единственный закон, регламентирующий эту сферу, до сих пор не утвержден президентом. Причина — нет базы для его исполнения. Бесконтрольность и хаос — благодатная почва для спекуляций на тренде. Многие производители, рекламируя обычные товары, выдают их за органические.

С другой стороны, поставщикам 100 %-го эко сложно убедить скептически настроенных покупателей в том, что их продукция действительно более натуральна, чем даже то, чем торгуют селяне на рынках. Ведь при выращивании домашней птицы и скота хозяева частных подворий зачастую также используют химию, предупреждают эксперты. На фоне того, что качество основной массы магазинных продуктов со временем снижается, г-н Милованов прогнозирует постепенный рост доли потребления органики — приблизительно в том же темпе, что и в минувшие годы, — примерно на 100 % ежегодно. «Хотя, конечно, надо понимать, что эта продукция никогда массовой не станет», — резюмирует эксперт.

Источник: Агро Перспектива



Еще про потребительский рынок