Ритейлеры подсчитывают убытки от ужесточения правил торговли алкоголем

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Остается все меньше мест по стране, где можно продавать алкоголь. Вино, водку и пиво теперь в Калуге, например, могут продавать несколько десятков магазинов на берегу реки и у кладбища", — сокрушается директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Михаил Сусов, показывая карту Калуги, почти всю закрашенную красным, — так отмечены зоны вокруг социальных объектов, где продажа алкоголя запрещена.

Федеральный закон о регулировании оборота спиртосодержащей продукции запрещает продажу алкоголя в детских, образовательных, медицинских организациях, на культурных, спортивных, военных объектах, на рынках и вокзалах и на прилегающих к ним территориях. В декабре 2012 г. правительство РФ утвердило правила, по которым определяются границы этих территорий, но минимальное расстояние от торговой точки до объекта предоставило установить регионам, пишет Ведомости.

В декабре 2012 г. заксобрание Калужской области приняло поправки в областной закон № 182-ОЗ о регулировании оборота алкогольной продукции, рассказывает Сусов: запретили торговать спиртными напитками в радиусе 50, 100 и 200 м от социальных объектов в зависимости от их типа.

«Аналогичные проблемы в других городах. Тула, например, рассматривает возможность мерить расстояние от социальных объектов не по пешеходным маршрутам, а по прямой — в радиусе 150 м», — говорит Сусов. В результате магазины компании уже лишились более 100 алкогольных лицензий по всей стране. В основном пострадали «Пятерочки», которых на конец 2012 г. у X5 было 3220. Продажи алкоголя, по словам Сусова, дают магазинам 10–20% выручки. «Магазины без лицензии на алкоголь часто становятся нерентабельными, и мы вынуждены их закрывать», — заключает он.

Такие же проблемы у другого федерального ритейлера — «Дикси». «Порядка 15% магазинов „Дикси“ находятся под угрозой отзыва алкогольной лицензии», — рассказывает директор по внешним связям сети Екатерина Куманина (сколько отозвано лицензий, она не говорит). Под угрозой в основном магазины «у дома» — их у компании 1437. В небольших городах до половины магазинов попадают под подозрение. «Открытие массажного или стоматологического кабинета — „медицинской организации“ — может поставить под угрозу существование магазина, который обеспечивает продуктами целый квартал», — возмущается Куманина. У «Дикси» доля алкоголя в обороте магазина составляет около 10%.

Представитель «Магнита» алкогольную тему обсуждать отказался. А в августе прошлого года компания сообщила инвесторам, что лишилась возможности продажи алкоголя в 255 своих магазинах (тогда их было 5837): 111 потеряли лицензии из-за близости к рынкам и больницам, а еще 144 — из-за того, что не имели долгосрочных зарегистрированных договоров аренды.

«Алкоголь — трафикообразующий товар. Сам он занимает 12–16% в продажах магазина, но вместе с ним покупают закуску и другие напитки, что в совокупности дает до 20%», — рассказывает директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, добавляет он, спиртное — это товар, на котором ритейлеры зарабатывают больше, чем на продуктах питания, это основа рентабельности бизнеса. «Если предположить, что 5% магазинов сетевой розницы потеряют лицензии и лишатся около 20% продаж, то в масштабах отрасли (оборот сетевой розницы он оценивает в 3 трлн руб.) речь может идти о потерях на уровне 30 млрд руб. в год», — подсчитал Бурмистров.

С его выводами соглашается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. «Это серьезная проблема для всей отрасли», — говорит он. Ассоциация, по его словам, планирует обратиться в правительство с просьбой перенести регулирование продаж алкогольной продукции на федеральный уровень и точно определить, каких именно объектов касаются ограничения и на каком расстоянии от них нельзя продавать спиртное.

Источник: Агро Перспектива


Еще про потребительский рынок