Правительство готовит новые акцизы для табачной отрасли

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

3 июля 2012 было зарегистрировано Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно изменения ставок некоторых налогов и сборов), № 10687. В последнее время активизировалась работа правительства направленная на ускоренное принятие данного законопроекта парламентом в обход регламента, пишет AZ.

Напомним, что в пояснительной записке к проекту закона говорится, что документ разработан в связи с необходимостью обеспечить соответствие размеров ставок налогов и сборов определенных в абсолютных значениях инфляционным процессам в экономике и увеличить поступления бюджета для выполнения социальных функций государства.

Авторы законопроекта считают, что это позволит собрать в бюджет страны дополнительные 3 млрд гривен налогов, причем их расчеты не основываются на консультациях с профильными организациями и ассоциациями.

AZ обратился к экспертам с просьбой пояснить вероятность расчетов авторов законопроекта № 10687.

Ксения Ляпина, народный депутат Украины:

Авторы законопроекта и Минфин всегда считают линейно, прогнозы от изменений акцизного сбора. Они попросту берут темпы роста продаж, экстраполируют его на будущий год, априори полагая, что такой рост будет и далее. При этом они считают, что после повышения акциза потребление не будет падать, а наоборот повысится и от этого поступления в бюджет вырастут на 3 млрд, по их расчетам. На самом же деле, в несколько по-другому. Повышение цен на сигареты в случае роста акциза, повлечет за собой падение потребления, и соответственно и падание поступлений в бюджет от акцизного сбора. В этой ситуации расширяется теневой рынок: контрабанда и контрафактное производства, которые вообще не платят никаких средств в бюджет, при этом отбирая на себя значительную часть потребителей данной продукции. Таким образом, такой линейный подсчет и прогнозирование прибыли не оправдывает ожидания, хотя вся теория говорит именно об этом. Безусловно, документ проходил процедуру подготовки и голосования с нарушением регламента.

Артем Синица, народный депутат Украины:

Я думаю, что 20 ноября 2012 года этот законопроект № 10687 не будет рассматриваться в парламенте. С ним ситуация 50% на 50%. Я не вижу конкретики в этом документе. Его безусловно надо дорабатывать и принимать в другом виде. Особенно, я думаю, стоило бы провести более глубокие консультации по вопросам акцизного аспекта данного закона и не спешить принимать его действующей Верховной Радой, особенно при условии того, что большинство остается, и господин Хомутынник в него входит.

Евгений Царьков, народный депутат Украины:

Я согласен с той позицией, что акцизная политика для бизнеса должна быть предсказуемой, а в законопроекте № 10687, в очередной раз прослеживается попытка регулировать нормы закона в ручном режиме. В целом, хоть я и сторонник повышения акциза на табачные изделия, я считаю несправедливым по отношению к бизнесу, который, как правило, прогнозирует свою деятельность и макроэкономические показатели минимум на три-четыре года вперед, применять такие методы. В том случае, когда индекс инфляции один, а повышение ставок акцизного сбора не подчиняется правилам игры, которые прописаны в Налоговом кодексе, упреки легальных производителей табачной продукции, честно говоря, справедливы. Правительство таким образом закрывает дыры в бюджете.

Хочу напомнить, что с 16 сентября 2012 года Госказначейство прекратило проведение платежей. Все платежи осуществляются, по большому счету в ручном режиме, по телефонному звонку. На простом языке это означает, что бюджет 2012 года к сентябрю уже исчерпался. Подобные законодательные инициативы направлены на затыкание дыр методом повышения давления на бизнес. В этом, наверное и есть вся философия, данного законопроекта и того желания протолкнуть его, причем это касается не только алкоголя и табака, но и других сфер жизнедеятельности государства. Правительство хочет дожить до нового бюджета и всеми силами пытается получить дополнительные средства в бюджет, в ручную администрируя все нормы, которые должны действовать в автоматическом режиме. Моя личная точка зрения, что это несправедливо. Это дополнительное давление на легального производителя, которое на руку серому и черному рынку табака в Украине. Представители этих преступных каналов поставки и производства не платят налоги, у них есть свои черные «крыши в пагонах», которые получают часть доходов от этого бизнеса за покрывательство незаконной деятельности. Я, честно говоря, в отношении таких законов сторонник методов влияния через объединения профильных ассоциаций, которые получают информацию напрямую из Кабмина. Они должны следить за такими законодательными инициативами и через суд отстаивать свою позицию. В случае, про который мы говорим это прямое нарушение закона. Есть Налоговый кодекс, который по статусу выше любого законопроекта и соответственно если возникают попытки, например, нарушения правил темпов роста акциза, то это должно получать адекватный законный отпор. Ведь речь идет не о десятках, а скорее о сотнях миллионов гривен.

Этот законопроект не проходил этап консультаций с профильными ассоциациями. Здесь напрямую нарушен регламент. Я знаю, что есть заключение, которое разносит его в пух и прах, поскольку процедура его принятия и подачи нарушена. Я понимаю, что есть дефицит бюджета, но это переходит границы, когда эту цифру постатейно раскидывают на производителей. Таким образом, вводится новый «оброк», в нарушение всех кодексов, который не на комитете ни в профильных управлениях парламента не то что не одобрялся, а просто не рассматривался.

Следующий пленарный день назначен 20 ноября. В этой каденции глупо менять что-то и «через колено», в нарушение регламента изменять такие нормы.

Источник: Агро Перспектива



Еще про потребительский рынок