Поддельное сливочное масло доминирует на рынке

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Купить натуральное молоко, творог или сливочное масло в России можно лишь по счастливой случайности. Солидная доля молочной продукции в стране состоит из добавок и заменителей, которые не имеют к молоку никакого отношения. Однако маркированы они как натуральный продукт. Более 60% сливочного масла в розничной торговле на поверку оказалось фальсификатом. Столь высокой доли подделок не было в прошлые годы заявляют защитники прав потребителей. Недобросовестную конкуренцию на молочном рынке признала и американская PepsiCo, которая владеет крупнейшим производителем молочных продуктов в России «Вимм-Билль-Данн».

За последние три года ситуация на рынке сливочного масла заметно ухудшилась, пишет Независимая Газета. Если в 2010 году фальсификатом было признано 40% образцов исследованного масла, то в 2011-м уже 50%. Нынешний 2012 год самый «урожайный». Негодными по качеству признано более 60% образцов сливочного масла. Такие выводы опубликовала петербургская организация потребителей «Общественный контроль», которая закупила в рознице полтора десятка образцов якобы натурального сливочного масла и проверила их в лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург». В трети образцов молочный жир коровьего молока присутствовал в мизерных количествах, что в соответствии с техническим регламентом не позволяет отнести этот товар к молочной продукции. Еще в трети образцов присутствовала только смесь жиров немолочного происхождения прежде всего кокосового и пальмового масел.

Примечательно, что замена молочного жира растительным формально не запрещена российскими нормами лишь бы соответствующая запись была сделана на упаковке. Растительные жиры тропического происхождения в качестве заменителя молочного жира являются разрешенным компонентом в соответствии с техническим регламентом на молоко и молочную продукцию подчеркивает Минсельхоз. По оценкам экспертов Союзмолока, весь используемый молочниками растительный жир соответствует более 28% всего молока, производимого в России. Однако доля продукции с растительными добавками может быть значительно выше.

Мнения относительно безвредности пальмовых жиров расходятся и напоминают споры о безвредности генно-модифицированных продуктов: их вред не доказан, так же как и не доказана их безвредность. «Часть экспертов считают пальмовые добавки чем-то вроде пластилина, который можно съесть относительно безвредно. Но другие врачи считают, что относительно вреда растительных жиров в молоке просто нет убедительных данных», рассказывает представитель Общества защиты прав потребителей Елена Рахманова.

Присутствие значительной доли фальсификата признает и Минсельхоз РФ. А иностранные компании отмечают непрозрачность российского молочного рынка, на котором прекрасно себя чувствуют недобросовестные производители.

«На рынке молочной продукции действительно имеет место недобросовестная конкуренция. Речь идет о нарушениях норм технического регулирования молочной отрасли главным образом, некорректном использовании и недобросовестном декларировании тропических масел в составе продукции. Использование тропических масел удешевляет продукцию, однако производитель не всегда информирует об этом потребителя в маркировке товара», говорит вице-президент «PepsiCo Россия» Сергей Глушков. (В 2011 году PepsiCo купила крупнейшего производителя молочных продуктов и напитков в России и СНГ компанию «Вимм-Билль-Данн».) Глушков напоминает, что душевое потребление молочной продукции в России составляет около 240 кг при обоснованной медицинской норме в 350 кг. Чтобы оздоровить российский рынок, нужно снизить административные барьеры, сократить список разрешительной документации, исключить дублирование контроля, а также наладить эффективный мониторинг молочного рынка контролирующими органами. Высокую стоимость российского молока, которое часто стоит дороже, чем в Европе, Глушков объясняет высокой «закредитованностью» молочной отрасли, ростом тарифов и стоимости кормов и горюче-смазочных материалов.

В Минсельхозе РФ пообещали ответить на претензии по ухудшению качества молочной продукции позже.

Источник: Агро Перспектива


Еще про потребительский рынок