Натуральное вранье. За какие надписи на упаковке не стоит переплачивать

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Чего только не встречается сегодня на этикетках - «натуральный продукт», «одобрено НИИ питания», «витаминизировано», «обогащено кальцием» и ещё десятком элементов таблицы Менделеева.

«Натуральный» продукт

Надпись «натуральный» можно встретить на каком угодно продукте - хоть на колбасе, хоть на горчице. Но, если в их состав входят якобы «натуральные» ароматизаторы и красители, такие слова ничего не стоят. «Сегодня модны так называемые натуральные красители, - говорит Марина ЦИРЕНИНА, руководитель отдела инструментальных методов анализа АНО „Союзэкспертиза». - Краситель антоцианин действительно производится на основе природных источников, но промышленным способом. И говорить о его натуральности - лукавство". Так что натуральные красители, указанные в составе, увы, никак не свидетельствуют о натуральности продукта, пишет АиФ.

Обратите внимание: надпись «натуральный» обычно большими буквами пишут на лицевой, то есть рекламной стороне этикетки. Но читать нужно то, что написано мелкими буквами в самом неудобном месте. Практика показывает, что в составе «натуральных» продуктов указываются не самые безобидные и каррагинан, и гуаровая камедь.

Важно! На упаковках действительно натуральных продуктов обычно есть маркировки «Органический», «Био» или «Эко».

И конечно, в составе не должно быть ароматизаторов.

Кому добавки?

Нередко нас уверяют, что в состав леденцов или мармелада входит натуральный фруктовый сок. А в крекерах или чипсах есть сыр, лук или сметана.

Теперь читаем упаковку:

в составе «сочного» мармелада в мизерном количестве указан сухой лимонный сок. Он придаёт продукту кислинку, но не делает его полезным. В составе крекера с "сыром" - сырный ароматизатор, который сыром разве что пахнет.

Впрочем, даже если в составе продукта действительно присутст­вует натуральная добавка - например, сыр, мёд, орехи, её количество может быть ничтожным. По закону достаточно добавить 0,5% дорогого ингредиента, чтобы гордо заявить о нём на этикетке. Как узнать, сколько мёда в печенье? Посмотрите, на каком месте он перечислен в составе продукта. «Ингредиенты всегда указываются в порядке уменьшения количества», - говорит М. Циренина.

Кстати, упоминание кальция, которым «обогащены» многочисленные молочные продукты, - в большинстве случаев трюк. Нет, он в них дейст-вительно есть. Как и в абсолютно всех продуктах, сделанных на основе молока.

Как правило, «витаминизированные» продукты существенно дороже. Однако между продуктом «с витаминами» и продуктом, «обогащённым витаминами», большая разница: в первом их может быть капля в море, а во втором - не менее 20% от суточной нормы. Рассмотрите упаковку: на ней должно быть указано, сколько витаминов содержится в продукте - в процентах от дневной нормы. Если такой пометки нет, слово «витаминизировано», скорее всего, - рекламная уловка.

Важно! Посмотрите, как ингредиент расположен относительно соли: если выше по списку, значит, его количество приемлемо, ниже - ничтожно мало.

Рекомендовано НИИ рогов и копыт

Реклама делает упор на то, что продукт «рекомендован» и "одобрен" специалистами - например, НИИ питания РАМН. Откуда берутся эти рекомендации?

Перед тем как продукт поступит в продажу, его проверяют на безопасность - сделать это может любая сертифицированная лаборатория, в том числе и Институт питания РАМН. «По итогам проверки производители получают регистрационное удостоверение и потом начинают писать, что продукт одобрен нашим институтом», - сетует Константин ЭЛЛЕР, руководитель лаборатории НИИ питания РАМН. По сути же выданное заключение гарантирует лишь то, что продукты не смертельно опасны. Упоминание Института питания РАМН на упаковке товара возможно только в одном случае - если продукт был разработан совместно с институтом.

Есть и более интересные надписи. Товары рекомендуют ассоциации и союзы врачей, научные институты. Но попробуйте отыскать координаты этих организаций в Интернете. В большинстве случаев вы не найдёте ни адресов, ни телефонов. «Чаще всего эти ассоциации организовываются под определённую рекламную кампанию», - говорит Михаил А­НШАКОВ, председатель ОЗПП «Общественный контроль». Открыть лжеассоциацию наше законодательство позволяет любому человеку без препятствий.

Важно! Рекомендации никому не известных контор - профанация. Если учреждение на слуху, позвоните и уточните, рекомендует ли оно какой-либо продукт.

Источник: Агро Перспектива


Еще про потребительский рынок