Непродовольственные товары как показатель стабилизации спроса

Опубликовано в Маркетинг - Обзоры рынков

Непродовольственные товары как показатель стабилизации спроса - carbofood.ru

Прошедший год был отмечен ростом реальных доходов населения, что отразилось на структуре оборота розничной торговли. Доля непродовольственных товаров выросла до 54%, достигнув наиболее высокого уровня за прошедшие пять лет. Индекс физического объема розничной торговли для непродовольственных товаров в 2012 г. хотя и снизился по сравнению с 2011 г., но это может объясняться снижением оборота розничной торговли непродовольственными товарами в 2009 и 2010 г., создавшим эффект низкой базы.

В 2011 г. максимальное значение индекса физического объема розничной торговли непродовольственными товарами наблюдалось для легковых автомобилей (124%), фотоаппаратуры (122,4%) и компьютеров в полной комплектации (119,1%).

В 2012 г. отмечалось некоторое сокращение значения индекса, в частности для автомобилей, автомобильных деталей и принадлежностей, фото и аудиоаппаратуры, технических носителей информации, телевизоров. Зато вырос индекс для компьютеров в полной комплектации. Отметим, что в мире в 2012 г. многие воздерживались от покупки компьютеров под влиянием ряда факторов: нестабильность экономической ситуации, рост популярности планшетных устройств и смартфонов. В связи с ростом популярности мобильных устройств традиционные компьютеры стали менять гораздо реже. В России наиболее активный рост также показывают в первую очередь планшетные устройства и смартфоны. По итогам 2011 года Россия была крупнейшим рынком компьютеров среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки.

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами менее фрагментирован, чем оборот торговли пищевыми продуктами. В целом, среди товаров, на которые приходится большая часть оборота торговли непродовольственными товарами, преобладали товары длительного пользования. На долю верхней одежды, занимавшей в структуре первое место, приходилось 13%, за ней следовали бензины автомобильные (12%) и легковые автомобили (10%). Ежегодно на 1 п.п. возрастала доля бензинов: с 10% в 2009 г. до 12% в 2011 г., вместе с тем в последний год на 1 п.п. выросла доля легковых автомобилей. Отметим, что продажи легковых автомобилей в 2012 г. выросли на 11%, что позволило превысить объем рынка 2008 г., однако к концу 2012 г. объем продаж вернулся к уровню 2011 г.

Уменьшение индекса физического объема для непродовольственных товаров в 2009 году стало результатом снижения потребительского спроса вследствие ухудшения экономической ситуации в стране и снижения благосостояния граждан. Оно сопровождалось ростом доли продовольственных товаров в общей структуре потребления. Увеличение значения индекса физического объема и доли непродовольственных товаров в общем обороте в 2010-2011 гг. говорит о стабилизации спроса.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок розничной торговли. Торговые сети FMCG - 2013» компании Intesco Research Group.

Источник: РБК.Исследования рынков


Еще обзоры рынков