«Русская холдинговая компания»: Выходец из «Газпрома» увлекся биотехнологиями

Опубликовано в Новости - Новости рынка крахмала и сахара

      ООО «Русская холдинговая компания» (РХК), соучредителем которого выступает бывший первый зампред правления «Газпрома» и экс-глава «Газпром-нефти» Александр Рязанов, намерено построить в Тамбовской области завод по выпуску биоэтанола мощностью 250 тыс. т в год. Объем вложений оценивается в 203,8 млн евро. Аналитики сомневаются, что компания найдет рынок сбыта. К тому же, по их мнению, ей придется жестко конкурировать по зерну с животноводческими комплексами Черноземья. Впрочем, ориентир на отходы, в частности мелассу, позволит несколько снизить себестоимость альтернативного топлива. В минувшую субботу вице-премьер РФ Сергей Нарышкин, посетивший Тамбов, обсудил с губернатором Олегом Бетиным возможность строительства в Никифоровском районе завода по производству биоэтанола. Проектом «Биоэтанол-Тамбов» займется ООО «Русская холдинговая компания», одним из учредителей которого выступает бывший первый зампред правления «Газпрома» и экс-глава «Газпром-нефти» Александр Рязанов, ушедший в отставку в середине ноября нынешнего года. Как сообщили в обладминистрации, объем вложений составит около 203,8 млн евро, срок окупаемости – пять лет. Реализацией проекта займется «дочка» РХК – ЗАО «Биотехнология», которое приступит к строительству летом 2008 года. По данным РХК, предприятие сможет перерабатывать 220 тыс. т мелассы (кормовая патока, отход свеклосахарного производства) и 748 тыс. т зерна в год. Годовая мощность завода составит 250 тыс. т биоэтанола, который компания собирается экспортировать.
      
      Аналитиков удивило, что бывший топ-менеджер нефтегазового холдинга решил заняться альтернативным топливом. Впрочем, эксперт управляющей компании «Глитнир» Бахром Умарбеков и Артем Кончин из «Атона» назвали проект РХК стратегическим. «Рязанов, проявивший себя как талантливый управленец, может оказаться неплохим бизнесменом. Спрос на современные виды топлива, составляющей которых, помимо нефтепродуктов, является биоэтанол, – „Евро-4“ и „Евро-5“ – будет расти и в Европе, и в России», – заметил Бахром Умарбеков. Аналитик «Финама» Сергей Фильченков полагает, что у РХК могут возникнуть проблемы со сбытом. «В России жидкое биотопливо практически не используется. На Западе инвесторам придется конкурировать с африканскими и южноамериканскими странами, где себестоимость производства биотоплива более низкая в силу климатических условий, а европейские участники рынка пользуются субсидиями своих правительств», – пояснил господин Фильченков, добавив, что у проекта завышен срок окупаемости – в реальности, по оценке эксперта, он составит не меньше семи лет.
      
      Ведущий эксперт рынка сахара Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов подсчитал, что необходимый тамбовскому заводу объем мелассы потребует переработки около 5,5 млн т сахарной свеклы. При том что в прошлом году в регионе было переработано 2,3 млн т, предприятию по выпуску биоэтанола придется собирать мелассу из соседних областей. Впрочем, по мнению господина Иванова, дефицита сырья не возникнет: до нынешнего года потребление мелассы только снижалось. Коллега господина Иванова Игорь Павенский из ИКАРа признал, что у Тамбовской области есть потенциал для реализации биотопливного проекта и по зерну – в прошлом году из региона было вывезено около 700 тыс. т. Вместе с тем вывозимый объем зерновых культур необходим соседям. По подсчетам эксперта, в связи с активным развитием животноводства к 2009 году только в Белгородской, Курской и Орловской областях их потребление увеличится на 1,5 млн т. «Производителям биоэтанола придется устанавливать конкурентную цену», – резюмировал Игорь Павенский.
      
      По оценке гендиректора ИКАРа Дмитрия Рылько, замыслы РХК несут в себе «исключительно высокие риски». «Экономика подобных проектов глубоко убыточна, даже если отменить все акцизы на спирт, чего пока никто делать не собирается», – отметил господин Рылько. Законопроект Совета федерации по снижению акцизов на биоэтанол, который, по сути, является чистейшим этиловым спиртом, будет рассматриваться от трех до пяти лет. Но сейчас акцизы на спирт и спиртосодержащую продукцию увеличивают стоимость продукта в несколько раз, делая его использование в качестве топлива нерентабельным: акциз на спирт составляет 23 рубля за литр, на спиртосодержащую продукцию – 162 рубля за литр (при себестоимости продукта – 10 рублей за литр). На данный момент цена бензина АИ-92 в Тамбовской области варьируется в районе 19 рублей за литр. Но Сергей Фильченков полагает, что значительно снизить себестоимость продукта компании удастся за счет ставки на отходы, в том числе на мелассу. «В таком случае экономия на утилизации и дополнительный доход повысят общую рентабельность проекта», – подчернул он.
      

Источник: Зерно Он-Лайн



Еще про крахмал и сахар