Темирканов: Нынешние руководители даже не знают, что такое культура ("El Pais", Испания)

Опубликовано в Новости - Зарубежные новости

Знаменитый российский дирижер выступает в защиту классической музыки, противопоставляя ее массовой культуре. В Валенсии он исполняет произведения Прокофьева и Шумана. Партия фортепьяно - Хавьер Перианес.

Валенсия - Однажды Ростропович встретился в Москве с Прокофьевым, и он сказал, что у него нет денег даже на то, чтобы поесть. Сталин еще обладал абсолютной властью в СССР, и композитор впал в немилость, пишет InoСМИ.ru. Его обвинили в "формализме". Виолончелист отправился на Гостелерадио и убедил руководство заказать Прокофьеву какую-нибудь симфонию для детей, чтобы дать ему возможность заработать на жизнь. В результате родилось произведение очень простое для исполнения, очень грустное и сладостное, как поэма Пушкина, в которой говорилось о том, что «печаль моя светла», заявил во вторник дирижер Юрий Темирканов.

Это произведение Прокофьева не имело большого успеха, хотя само по себе оно прекрасно. В итоге оно было названо Симфонией № 7. Во вторник Симфония прозвучала во Дворце музыки Валенсии в исполнении Филармонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением знаменитого российского дирижера. Это сочинение не отражало социальной действительности СССР, зато другие отражали, но при этом оставались незамеченными, поскольку, «к счастью, руководители ничего не понимали в музыке, потому что, если бы они понимали, то поставили бы его к стенке», - отметил Темирканов.

Дирижер определил Прокофьева как «одного из самых гениальных композиторов ХХ века». Он создавал очень «театральную, блестящую, образную музыку», в то время как, например, произведения Шостаковича более описательны, отметил дирижер. Во время концерта также была исполнена Симфония № 1 "Классическая", возможно, самая популярная из всех симфоний Прокофьева.

20 лет тому назад, когда страна переживала особенно непростые времена, Темирканов предупредил о том, что деятели искусства и просто талантливые люди могут уехать из России. Сегодня 75-летний музыкант наблюдает, как поддержка культуры сокращается: «Во всех странах складывается похожее положение. Кризисы в первую очередь бьют по культуре. И власть сейчас другая. Раньше президенты были более культурными людьми. Нынешние руководители по своему образованию адвокаты, экономисты и т.д. То есть, они даже не знают, что такое культура, не понимают, что это такое. А без культуры у страны нет будущего».

За свою долгую карьеру Темирканов руководил Дрезденской филармонией, Королевским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром.

«Дирижировать оркестром - это вам не массовая культура, пробуждающая низменные инстинкты», - заявил музыкант. «Истинная, гениальная музыка возвышает человека над повседневностью» и "если врачи лечат тело, то дирижеры лечат душу", или, по крайней мере, это предполагается. Именно поэтому он продолжает дирижерскую деятельность, которую Темирканов сравнивает со служением священника. В любом случае, «это профессия, которая не похожа на другие», признает дирижер.

Похоже, он не очень комфортно чувствовал себя во время пресс-конференции, хотя отвечал на все вопросы. Темирканов ведет разговор неторопливо. Затем он признается, что в его возрасте ему уже не особенно нужно появляться в СМИ и что он испытывает большее волнение перед встречей с журналистами, чем перед тем, как встать за дирижерский пульт.

Помимо директора Дворца музыки, Майрен Бенейто (Mayrén Beneyto) и заместителя директора Рамона Альмасана (Ramón Almazán) рядом с Темиркановым находился молодой испанский пианист Хавьер Перианес (Javier Perianes), уже получивший мировую известность. Он исполнил концерт Роберта Шумана для фортепьяно и оркестра.

«Этот концерт навевает романтическое настроение», - сказал Перианес, подчеркнув затем удовлетворение о того, что выступил вместе с одним из лучших оркестров мира, возглавляемым легендарным дирижером.

Источник: Агро Перспектива



Еще новости из-за рубежа