ТОП-5 самых посещаемых торговых центров Украины

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Сейчас рынок находится в ожидании очередной порции новых игроков. «На подходе Ocean Plaza и Respublika в Киеве, „Французский бульвар“ в Харькове, Forum во Львове, „Меганом“ и „Южная Галерея“ в Симферополе. Недавно в столице открылся RayON», перечисляет Виктор Оборский, руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG.

Только в столице торговые площади в 2012г., теоретически, если все будет сдано в срок, должны увеличиться на 180 000 кв.м. Но о перспективах наполняемости торговых центров девелоперы пока что говорят осторожно. «Новых покупателей очень мало, и торговые центры, скорее всего, будут переманивать посетителей друг у друга», объясняет Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости «Colliers Украина».

Последние 9–12 месяцев не самые лучшие для рынка. Покупательный спрос падает, что особенно сильно на себе прочувствовали fashion-ритейлеры.

Снижение покупательной активности больше всего отразилось на бизнесе торговых центров в небольших городах, где доля пустующих площадей (уровень вакантности), по оценке UTG, зачастую превышает 10%. Но самые популярные торговые центры, расположенные в Киеве и городах-миллионниках, потерь пока не ощутили.

Даже сейчас арендный доход у них как минимум на 20% выше, чем у менее успешных конкурентов. К примеру, в лучших столичных ТРЦ арендные ставки могут достигать $130 за 1 кв. м (для секции площадью 100–200 кв.м), а в остальных $55–85. При этом свободных площадей у них практически нет.

Уровень вакантности чаще всего не превышает 1%. Более того, некоторые ТЦ по-прежнему составляют листы ожидания. Правда, теперь они короче. Если раньше, скажем, в киевском «Караване» в очереди на площади до 100 кв.м была сотня арендаторов, то сейчас 15–20.

Forbes.ua с помощью экспертов компаний Colliers Украина, CBRE и Jones Lang LaSalle отобрал самые популярные торговые центры в Украине регионального (30–60 тыс. кв. м) и суперрегионального формата (более 60 000 кв.м), куда стремятся и покупатели, и арендаторы. При этом привлекательность торгового центра определялась его средней ежедневной посещаемостью, пишет Forbes.ua.

Первую пятерку возглавили:

«Мост-сити центр», Днепропетровск

Девелопер: Alef Estate

Арендные ставки в Днепропетровске одни из самых высоких в Украине после Киева и Донецка $720 кв.м/год

Дата ввода в эксплуатацию: 2006г.

Общая площадь: 65 000 кв.м

Посещаемость в день: 60 000 человек

Преимущества: «Мост-сити центр» расположен в центре города. В радиусе 500 м сосредоточено более 60 маршрутов общественного транспорта, связывающих левобережную и правобережную части города.

Это первый «полноценный» торговый центр в городе с удачным сочетанием якорных арендаторов (супермаркет «Варус», пятизальный кинотеатр «Киносистема», детский развлекательный центр «Игроленд», боулинг, фудкорт, каток) и мини-якорей.

Dream Town, Киев

Девелопер: Vita-Veritas

Владельцы Dream Town Гарик Корогодский, Александр Меламуд и Олег Крапивин самые удачливые рантье в Украине. По данным журнала Forbes, ТРЦ приносит им около $45 млн в год.

Дата ввода в эксплуатацию: 2009г.

Общая площадь: 80 000 кв.м

Посещаемость в день: 50 000 человек

«Высококачественное население» так на профессиональном сленге девелоперы называют население с высокой покупательной способностью. Жители Оболони, где и расположен Dream Town, попадают в эту категорию.

Но своим успехом торговый центр обязан не только удачному местоположению (вблизи от двух станций метро, что значительно увеличивает потоки посетителей), но и разнообразной развлекательной зоне (аквапарк, боулинг, бильярд, каток, ролледром, керлинг, тир, автодром и кинотеатр), а также результативной маркетинговой и PR-стратегии.

«Караван», Киев

Девелопер: Karavan Real Estate

Совладельцы торгово-развлекательных центров и сети продуктовых гипермаркетов «Караван» Андрей Гордиенко и Сергей Хрипков.

Дата ввода в эксплуатацию: 2004–2008гг.

Общая площадь: 57 620 кв.м

Посещаемость в день: 40 000 человек

Это первый проект регионального формата с исторически сложившейся положительной репутацией как среди арендаторов, так и среди посетителей.

Главный плюс «Каравана» его расположение. В торговый центр на шопинг приезжают жители близлежащих густонаселенных районов Оболони, Куреневки и Виноградаря.

«Глобус», Киев

Девелопер: «Дилайт»

Дата ввода в эксплуатацию: 2001–2002гг.

Площадь: 35 404 кв.м

Посещаемость в день: 35 310 человек (1 линия), 16 000 человек (2 линия), 18 000 (3 линия).

Преимущества: уникальное расположение в самом центре столицы определяет успешность торгового центра. «Глобус» притягивает к себе основную массу гостей города.

Еще один плюс качественный состав арендаторов: «Спортмастер», Brocard, Grandi Firme Outlet, Mother Care.

«Донецк Сити», Донецк

Девелопер: ООО «Домус»

ТРЦ «Донецк Сити» бизнес-проект Игоря Гуменюка, совладельца предприятия «Донецккокс», положившего начало украинской коксохимической промышленности.

Дата ввода в эксплуатацию: 2006–2011гг.

Общая площадь: 105 500 кв.м.

Посещаемость в день: 30 000 человек

Преимущества: «Донецк Сити» расположен на главной улице города. Это единственный торговый центр регионального формата в городе. Он объединяет бизнес-центр класса "А" (10 000 кв.м), и торгово-развлекательный центр на 70 000 кв.м.

Качественная шопинговая зона, включающая 115 магазинов, удачно сочетается с развлекательной (семейный центр развлечений «Фунтура», 8-зальный кинотеатр «Мультиплекс» и боулинг-центр «Максимум»).

Источник: Агро Перспектива


Еще про потребительский рынок