Разница между количеством произведенного и проданного пива в России резко выросла

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

Разница между количеством произведенного и проданного пива в России в нынешнем году резко выросла. Об этом на международной отраслевой конференции заявил замруководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Владислав Спирин.

В 2010 и 2011 годах отклонение не превышало 2%, но уже за первое полугодие 2012 года этот показатель вырос до 6%, а за первые 10 месяцев до 10%, озвучил данные Росстата Спирин.

Часть экспертов удивлена такими цифрами, пишет Известия.

Специфика производства не позволяет гнать левое пиво, говорит руководитель информационного отдела международного исследовательского центра «Пиво и напитки XXI век» Ксения Якимова. Нельзя добавить в спирт краситель и получить пиво, как это можно сделать при производстве, например, коньяка.

Однако автор закона о госрегулировании алкоголя, зампредседателя комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский уверен, что нелегальный рынок растет.

Речь не идет о том, что пивовары делают некачественный напиток. Суть этих цифр в том, что они с части продукции не платят налоги, объясняет депутат. Это вполне естественная реакция на повышение акцизов, так происходит и с другими секторами рынка. После того как акцизы выросли, появился соблазн не платить налоги.

Напомним, что в 2009 году акциз составлял 3 рубля за литр пива, в 2010-м 9 рублей, в прошлом году 11, в нынешнем 13–14 рублей. В следующем году налог вырастет до 15 рублей за литр пива, в 2014-м до 18.

Сам Звагельский с цифрами, озвученными Спириным, пока не знаком. Как подчеркивает депутат, раньше пивовары уплачивали налоги практически на 100%.

До сегодняшнего дня пивоваренная отрасль платила налог в соответствии с тем количеством продукции, которое сама заявляла, продолжает собеседник издания. Ее никто не проверял, ведь декларирование ввели лишь в этом году.

Бороться с нелегальным пивным рынком, скорее всего, будут теми же мерами, что и с крепким контрафактным алкоголем.

Если ситуация с теневым рынком не улучшится, то пивная отрасль не получит никаких преференций, подчеркивает Звагельский. Будем вводить лицензирование, ужесточать госрегулирование по аналогии с крепкими спиртными напитками.

По данным Росстата, за первые 10 месяцев этого года в России произведено 805 млн декалитров пива, в 2011 году 994 млн, в 2010-м 977 млн. В рознице за январь-октябрь нынешнего года продано 888 млн декалитров, годом ранее около 1 млрд декалитров, аналогичная цифра зафиксирована и в 2010 году. При этом импорт и экспорт малы, и они компенсируют друг друга.

Доля импорта около 2%, и столько же идет на экспорт, рассказывает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Связь между ростом акцизов и ростом нелегального рынка для него очевидна. По мнению эксперта, увеличение серого рынка связано еще и с тем, что доля крупных и западных компаний снизилась с 91 до 86%.

Крупные производители нелегальной продукцией не занимаются, уверен эксперт. Это скорее удел мелких производителей, особенно тех, кто выпускает разливное пиво.

Сегодня в России порядка 700 пивных производств. Их продукцию в рознице реализуют 80 тыс. организаций и 56 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Источник: Агро Перспектива


Еще про потребительский рынок