Питье пива из неправильной тары признали смертельно опасным

Опубликовано в Новости - Потребительский рынок

На российском пивном рынке разгорается упаковочная война. Победителями могут выйти производители стеклянной тары, а проигравшими в конечном счете окажутся потребители — алкогольные напитки станут более дорогими и менее доступными. Рикошетом боевые действия заденут и другие продуктовые сегменты, пишет utro.ru.

На этой неделе директор Московского бюро по правам человека (МБПЧ) Александр Брод направил в адрес Дмитрия Медведева и Геннадия Онищенко письмо, в котором просит запретить использование алюминиевой тары в пищевой промышленности. Правозащитники ссылаются на доклад, подготовленный специалистами Пермского государственного национального исследовательского университета, которые, в свою очередь, ссылаются на исследования Гарвардского университета, французского Института здоровья и медицинских исследований, российского НИИ гигиены имени Эрисмана и Московской медицинской академии имени Сеченова, свидетельствующие о вреде использования такой упаковки для здоровья людей и окружающей среды.

Алюминий в силу своих физических свойств растворяется в кислой, соленой и щелочной среде, попадает в продукты, а потом накапливается в организме, провоцируя разного рода болезни, излагает «РБК daily» суть доклада, на который ссылаются встревоженные правозащитники. При длительном хранении вступить в подобную реакцию с алюминием может даже питьевая вода, но наиболее опасен в этом отношении алкоголь. А разливаются в алюминиевые банки в основном слабоалкогольные коктейли и пиво (18% его производства приходится на долю такой упаковки). Что же касается влияния на окружающую среду, алюминиевая тара имеет очень длительный срок разложения — 500 лет.

Впрочем, в самом Пермском университете журналистам «РБК daily» заявили, что ничего не знают ни о докладе, ни об авторе сего документа. Также непонятно, с чего вдруг эту тему так близко к сердцу восприняла организация, которая вообще-то специализируется на борьбе с ксенофобией и радикальным национализмом. Эксперты склонны оценивать письмо МБПЧ как довольно неуклюжую попытку лоббирования интересов производителей пластика, которые таким образом пытаются отвлечь внимание чиновников и общественности от своей продукции, а заодно нанести «металлистам» контрудар.

Неделю назад Национальный союз защиты прав потребителей также обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой о запрете. Но речь в нем шла уже о другой таре — ПЭТ. Председатель союза Павел Шапкин выразил крайнюю обеспокоенность темпами роста ее производства (по данным организации, на 14% в 2012 г.) и попросил полностью запретить использование пластиковых бутылок в пищевой промышленности. Причины те же, что и в случае с алюминием — наличие вредных для здоровья веществ. Только, в отличие от алюминия, гонения на пластик начались уже давно и изначально касались лишь алкоголя. А к вредоносному составу добавлялись претензии по поводу размера бутылок — мол, большая вместительность ПЭТ-тары становится косвенным фактором, стимулирующим распространение алкоголизма.

Еще в 2011 г. при разработке технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» Росалкогольрегулирование (РАР) пыталось запретить оборот спиртного в пластиковой упаковке. Однако против этого восстала Белоруссия, в которой около 80% пивного рынка страны занимает продукция в ПЭТ-таре, и инициатива не была реализована. С начала текущего года наступление на пластик возобновилось. Еще в январе с аналогичными запросами на имя разных высокопоставленных лиц выступали депутат от «Единой России» Михаил Тарасенко и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Очевидно, что и здесь не обошлось без лоббизма. И одной из возможных заинтересованных сторон эксперты как раз видят производителей алюминиевой упаковки, которая конкурирует с ПЭТ по цене. Также это могут быть российские стекольщики, заинтересованные в увеличении доли рынка. И, наконец, третий возможный инициатор кампании — производители крепкого алкоголя, который в пластик и алюминий обычно не разливается. Их мишень — слабоалкогольные напитки, которые в стекле станут стоить дороже, соответственно, их конкурентоспособность снизится.

Пока никому не удалось достичь результата. По данным газеты «Коммерсантъ», на этой неделе правительственная комиссия под председательством главы Минпромторга Дениса Мантурова утвердила окончательный вариант техрегламента, и запрета на использование ПЭТ-тары в нем нет. Но расслабляться рано: вопрос об использовании ПЭТ, скорее всего, поднимут в рамках другого техрегламента — «О безопасности упаковки». Как отреагируют власти на «алюминиевое» предложение, можно только гадать.

Маловероятно, что с упаковочного рынка одномоментно исчезнут и ПЭТ, и алюминий. Но если это все же произойдет, единственной допустимой тарой останется стеклянная бутылка. В результате подорожает не только пиво, но и другие напитки, плюс различные соусы, консервы и т.д. Закроются предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства пива, поскольку дороже стоит не только само стекло, но и соответствующее оборудование для розлива. У середнячков просто нет таких средств, да и конкурировать с крупными компаниями станет сложнее. Также могут исчезнуть магазины, торгующие разливным пивом.

Источник: Агро Перспектива



Еще про потребительский рынок