Турецкие продукты вряд ли вернутся в прежних объёмах

Опубликовано в Новости - Новости рынка фруктов и овощей

Торговые сети и магазины ждут отмашки правительства РФ, чтобы возобновить закупки турецких продуктов. Напомним, что, согласно постановлению правительства, в Россию были запрещены поставки (кроме ввоза для личного пользования) 17 позиций товаров. В том числе – тушки и субпродукты кур и индеек, свежие томаты, лук, капуста, огурцы, апельсины и мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы и персики, сливы, клубника, а также соль. 

По данным Росстата, до введения эмбарго общая доля турецких продуктов, попавших под санкции, на российском рынке равнялась 16,2 процента. Причем турецкие томаты составляли 65 процентов от всех томатов, которые завозились в Россию из-за границы. Также Турция поставляла в нашу страну более четверти всех импортируемых мандаринов, почти четверть свежих огурцов и треть свежесрезанных цветов.

– Мы не работаем напрямую с турецкими компаниями-производителями, закупкой товаров за границей и их транспортировкой занимаются закупочные и логистические фирмы, – рассказывает Кирилл Масленцин, замдиректора по связям с общественностью сети «О`Кей» в Петербурге. –Сейчас ждем соответствующих предложений от них.

Овощи и фрукты – это биржевой товар, то есть договоры на поставку свежей продукции заключаются на основе торгов с теми, кто сможет предложить лучшее соотношение цены и качества.

Но место для турецких овощей и фруктов на наших прилавках есть. В пресс-службе X5 Retail Group, которая управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», отметили, что появление на рынке турецких товаров будет способствовать усилению конкуренции и, чтобы пробиться на полки магазинов, турецким компаниям придется соперничать с другими поставщиками на гораздо более жестких условиях, чем это было до введения эмбарго.

Но в целом магазины сети по-прежнему заинтересованы в поставках плодоовощной продукции из Турции.

Некоторые эксперты считают, что возросшая конкуренция после снятия санкций с турецких продуктов может привести к снижению цен, кроме того, турецкие производители будут предлагать свои товары по более низким ценам, чем раньше, отвоевывая позиции у конкурентов. Однако существует и другое мнение: если розничные цены и снизятся, то лишь незначительно.

– Возврат турецкой продукции, конечно, создаст предпосылки для снижения цен на плодоовощную продукцию в силу увеличения предложения. Но эффект будет незначительным, – считает Денис Щебетов, президент Северо-Западной ассоциации промышленных предприятий и сельхозпроизводителей. – Торговые сети весьма неохотно идут на удешевление товаров: их издержки постоянно растут в связи с колебаниями курса рубля, удорожанием ресурсов, и даже если они и получат выгоду, то она лишь покроет эти издержки.

Вместо Турции помидоры в Россию теперь поставляют Египет, Израиль, Марокко, частично Китай, Азербайджан, Армения. Цитрусовые в нашу страну импортируют ЮАР, Марокко, Израиль, Абхазия и Грузия. Турецкие огурцы замещены в основном поставками российских компаний.

Замещение продукции Турции на нашем рынке в начале года шло чрезвычайно быстрыми темпами. Анализируя этот процесс, Россельхознадзор даже высказывал подозрение, что турецкие овощи и фрукты продолжают поступать на наши прилавки через третьи страны. Было о чем задуматься – только с января по февраль 2016 года, по данным информационной системы «Аргус-Фито», объемы поставляемых свежих томатов возросли до 1000 тонн из Армении, 2000 тонн из Египта и 3500 тонн из Азербайджана, отмечали в Россельхознадзоре. В то время как раньше Армения, например, вообще не поставляла в Россию эту продукцию, а Азербайджан ввозил лишь третью часть указанного объема.

Если предположение Россельхознадзора справедливо и турецкий импорт продолжал поступать к нам через другие страны, то это станет очевидно в ближайшее время: в этом случае структура импорта значительно изменится в пользу турецких продуктов.

Однако большинство экспертов считают, что объем турецкого импорта овощей и фруктов в нашу страну может восстановиться лишь на 30 процентов по сравнению с прошлогодними показателями.

При этом, как полагают эксперты, рядовой потребитель вряд ли ощутит в своем рационе или на своем кошельке какие-либо существенные изменения.

Источник: fruitinfo.ru



Еще про фрукты и овощи