Что мешает экспорту российского вина?

Опубликовано в Новости - Новости рынка алкоголя

Небольшой по объему экспорт российских тихих вин в 2017 году сократился. Кубанские виноделы пока не делают на ставку на внешние рынки: продвижению мешают высокие пошлины и отсутствие бренда.

По данным Федеральной таможенной службы, поставки российского тихого вина за рубеж за 9 месяцев 2017 года в натуральном выражении сократились на 42% (до 1,35 млн литров), а оборот упал на 28,4% (до 2,95 млн долларов).

В 2016 году на Кубани производство винодельческой продукции показало рост в 5%. Виноделы Краснодарского края произвели 21 млн декалитров. Из них порядка 15 млн декалитров пришлось на вина и 3,5 млн декалитров – на шампанское. В 2017 году производство ожидается на уровне прошлого года.

По Краснодарскому краю статистики за 2017 год еще нет, сообщили в региональном Минсельхозе. По данным ведомства, в прошлом году экспорт тихих вин вырос в 2,3 раза по сравнению с 2015 годом – до 1,3 млн. бутылок, а оборот составил 121,3 млн рублей.

Несмотря на резкий рост, на экспорт приходилась незначительная часть продаж произведенного вина. Так, в 2016 году из полученных кубанскими виноделами 14,3 млн дал тихих вин за границу отправили всего 0,7%.

Поставляли свою продукцию в другие страны в прошлом году девять предприятий: ООО «Кубань-Вино», ОАО АПФ «Фанагория», ООО АПК «Мильстрим-Черноморские вина», ООО «Долина», ООО «Лефкадия», ЗАО «Абрау-Дюрсо», ООО «Союз-Вино», ЗАО «Славпром», ООО Винный дом «Бюрнье».

«Кубанские предприятия осуществляли экспортные поставки как в страны ближнего зарубежья: Украина, Казахстан, Латвия, Киргизия, Белоруссия, так и дальнего зарубежья: Китай, Германия, Израиль, Швейцария, Финляндия, Корея, Япония, Австралия», — отметили в пресс-службе министерства сельского хозяйства Кубани.

По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, падение экспорт не скажется на производителях, так как компании продают на внешних рынках небольшие объемы — не более 0,5-1% от общего объема производства.

«Экспорт тихих вин растет с большим трудом. Увеличение показателей связано с теми усилиями, которые прикладывают наши предприятия для продвижения вина. Это очень серьезная работа. Начинать поставки за рубеж — достаточно дорогое удовольствие. Наше вино пользуется спросом в других странах настолько, насколько мы сумеем его продвинут»», — считает Попович.

ООО «Кубань-Вино» — один из крупнейших российских экспортеров вина — зафиксировал в I полугодии 2017 году падение продаж за рубеж на 34%, до 139 тыс. литров. Доля экспортной продукции в общей структуре продаж составляет менее 1% — только за первое полугодие компания произвела 14,9 млн л вина.
«Кубань-Вино» продает продукцию в Китай, Германию, Казахстан и Японию. При этом основным рынком сбыта является КНР — на него приходится более 50% проданной за рубеж продукции.

Причин сокращения экспорта вина в 2017 году несколько, но одним из основных является насыщение рынков, рассказал руководитель спецпроектов «Кубань-Вино» Эдуард Долгин.

«В первую очередь, рынки устроены так, что после открытия какого-то канала через некоторое время происходит его первичное насыщение. Условно говоря, в 2014 году падение рубля создало возможности для экспорта, в 2015 году производители начали заключать договора, а в 2016 — отгружать продукцию. Это дало большой всплеск. А когда покупатели из других стран поняли, что вино продается не очень активно, так как его никто не знает, то сократилось число повторных заказов. Кроме того, укрепился рубль», — считает представитель компании.

По мнению Долгина, перспективы экспорта российского вина в настоящее время «не очень радужные». В первую очередь, мешает высокая пошлина на импорт, которая делает российскую продукцию неконкурентоспособной.

«По сути то, что мы делаем сейчас — борьба с ветряными мельницам, которую мы ведем в одиночку. Мы ориентируемся на те рынки сбыта, где нет развитого производства вина и в наличии значительное население. Нам было бы желательно продавать продукцию странам с высоким уровнем жизни, так как потребление вина напрямую зависит от доходов. Но так сложилось, что зачастую такие государства сами являются производителями вина», — поясняет специалист.

«У нас был опыт с европейскими универсамами. Они запрашивали образцы и давали положительные оценки. Но когда мы делали калькуляцию, то понимали, что как только вино пересечет границу, оно станет неинтересно покупателям», — рассказывает Долгин.

Еще одним фактором является отсутствие у России имиджа винодельческой страны (в отличие от крупных мировых производителей). «Везде, где мы заходим, нам приходится объяснять, что Россия — это не только водка и медведи, а еще есть вино, есть регионы, где теплый климат», — поясняет эксперт.

Однако в «Кубань-Вино» от работы в этом направлении отказываться не намерены. Напротив, планируется расширение количества партнеров по экспорту и увеличение объемов с уже существующими странами, пояснили в пресс-службе компании.

В другом крупном кубанском винодельческом предприятии — ЗАО «Абрау-Дюрсо» — падения продаж тихих вин на экспорт не заметили. В пресс-службе сообщили, что объемы поставок за рубеж выросли на 50%, не уточняя абсолютные цифры. Производитель поставляет игристые и тихие вина в более чем 20 стран мира, в том числе Германию, Китай, Израиль, Латвию, Беларусь и Казахстан.

Актуальные проблемы отрасли будут обсуждаться на пленарном заседании «Экспортный потенциал российского АПК: возможности и риски» в рамках Международной выставки сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО».
Выставка пройдет в ВКК «Экспоград Юг» (Краснодар) с 28 ноября по 1 декабря 2017 г.

Источник:rbc.ru

Источник: alcoonline.ru


Еще про алкоголь