Россия. Елена Тюкина: маркировка пива ударит по малым пивоварням

Опубликовано в Новости - Новости пива и безалкогольных напитков


Пиво, сидр, медовуху и другие пивные напитки, возможно, начнут маркировать по аналогии с крепким алкоголем. Вице-премьер Александр Хлопонин поручил профильным ведомствам представить свои предложения до 26 апреля. Пивовары восприняли новость без энтузиазма – они давно жалуются на зарегулированность рынка. Невеселыми мыслями о будущем малых пивоварен с ПРОВЭД поделилась Елена Тюкина, совладелица и главный технолог предприятия Knightberg в Санкт-Петербурге.

Губит людей не пиво, а бюрократия

Вопрос не только в маркировке. Это лишь часть общего ужесточения политики государства по отношению к производителям слабоалкогольной продукции (хотя сам этот термин сегодня уже не является легитимным). Недавно в правительстве прошло совещание под руководством Хлопонина, в повестку которого был внесен вопрос о введении лицензирования производства пива, пивных напитков, сидра, медовухи и пуарэ.

Нам, малым пивоварам, любое ужесточение законодательства создает сложности с точки зрения организации производственного процесса и удорожания себестоимости продукции. Она растет из-за необходимости покупки программного обеспечения и специального оборудования, обучения и донабора персонала. Например, мы до сих пор сдаем декларации в Росалкогольрегулирование, а также отчетность в ЕГАИС (Единую государственную автоматизированную информационную систему – прим. ред.). Это дублирующие друг друга системы. В результате у нас для ЕГАИС есть отдельный бухгалтер и отдельный бухгалтер, который сдает декларации.

Система маркировки пивной продукции предполагает то же самое, что и маркировка крепкого алкоголя. Каждая бутылка отмечается акцизной маркой, штрих-код которой при продаже считывается сканером, и информация сразу попадает в ЕГАИС. Но и сейчас мы полностью отчитываемся о каждой бутылке, отгруженной клиенту. В магазине стоит онлайн-касса, отправляющая данные в ЕГАИС. При оптовой продаже мы предоставляем полный пакет документов: товарную накладную, товарно-транспортную накладную, справки форм «А» и «Б», декларации о соответствии… Мы буквально тонем в этих бумагах. Я занята уже не тем, что варю пиво, а тем, что отчитываюсь перед государством. После введения маркировки нам придется покупать сами акцизные марки, а также соблюдать условия их хранения и перевозки: например, иметь отдельный сейф и отдельную охраняемую комнату.

Большая часть пивоваров считает, что надо ввести понятную патентную систему, при которой получение патента на производство зависело бы от двух вещей: мощности оборудования и коэффициента его использования, потому что мощность может быть одна, а продать вы можете намного меньше.

Малые пивоварни ждет горькое будущее

Маркировка не принесет желаемого результата. Пивовары, особенно в крупных городах, работают официально и втемную ничего не продают. Зато, если посмотреть статистику по водке, мы увидим сокращение ее потребления. Вы верите в то, что наш народ стал меньше пить? И я тоже нет. Это говорит лишь о том, что значительная часть водки уходит в нелегальную сферу. Многие люди сегодня «шпарят» контрафактный алкоголь у себя дома. Если государство хочет отследить легальность любого алкоголя, будь то пиво или крепкие спиртные напитки, пусть начнет с точек реализации. От всех этих ужесточений, которые ложатся на производителей, мы уже задыхаемся.

Основная часть производства крепкого алкоголя принадлежит Росспиртпрому, а четверка крупнейших игроков пивоваренной отрасли – это иностранные компании, основная прибыль которых уходит за рубеж. Государство хочет решить эту проблему, но в итоге под раздачу попадаем мы, малые пивовары. Задача правительства – не обеспечить безопасность продукции, а собрать налоги.

Однако малый бизнес – это не про собираемость акцизов, а, в первую очередь, про занятость населения. Малых пивоварен, где задействовано в среднем от десяти до двадцати человек, в нашем городе от 50-ти до 70-ти. Посчитайте, сколько это рабочих мест. И еще не будем забывать, что одна рабочая единица в пивоваренной отрасли дает четыре в смежных, таких как полиграфия, изготовление упаковки, сырья и материалов.

Уже в следующем году вопрос лицензирования станет насущным. Мы опасаемся, что регламенты будут аналогичны тем, по которым сейчас лицензируются заводы, производящие крепкие спиртные напитки. Мы не сможем по ним работать. Например, регламенты требуют иметь склады готовой продукции от 500 квадратных метров. Но очень много ресторанных пивоварен совсем не имеют складов, потому что разливают пиво прямо на стойку розлива, минуя кеги.

Поэтому настроения у пивоваров сегодня не самые оптимистичные. Нам горько оттого, что за границей своими пивоварами гордятся, а у нас – нет. Муниципалитеты Брюсселя или Брюгге проводят пивные фестивали, на которые люди съезжаются со всего мира, в том числе из России – целыми самолетами. Я уж молчу про Германию и Чехию. А что у нас? Складывается ощущение, что наши правители живут на Луне, а мы – на Марсе.

Источник: www.pivnoe-delo.info


Еще про пиво и безалкогольные напитки